Форум Средней Школы номер 286 города Москвы, района Отрадное.

АвторСообщение
Эдик




Пост N: 23
Зарегистрирован: 24.12.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.07 21:28. Заголовок: История муниципального района «Отрадное».



 цитата:
Кое-что нашёл в сети по истории района Отрадное. Статья просто замечательная, её и прочесть интересно , а может быть кому-то пригодится как вспомогательный материал по москвоведению (хотя не знаю, в каких объемах проходит обучение в школе по этому предмету теперь :sm3)
Материал взят отсюда: _ttp://forum.qwerty.ru/index.php?showtopic=39422&st=0
Это url www.yukh.ru автора топика на том форуме, откуда переписана статья. (учился он кстати в школе «пентагона» )




История района «Отрадное».



    Реки - Лихоборка, Чермянка, Каменка Название реки Лихоборка происходит от "Лихого Бора" - дорога на Дмитров в районе Лихоборки была весьма небезопасной, так как в тамошнем бору обитали лесные бродяги, которых также называли "Скоробогатовы". Овраги, в котором разбойники поджигали невезучих путников, назывались "банями" и это наименование сохранялось до начал 20 века.
    Слово "лихо" в древнерусском имело 2 значения - "зло" или "много" . Таким образом, название реки можно было понимать и так, что на ней находилось много боров.

  • Где же начинается Лихоборка? На карте 1760-х годов начало Лихоборки обозначено около с. Киреево, севернее Бусиново и Фуниково, стоящих вниз по течению Лихоборки. С запада в Лихоборку впадает река Норишва. Севернее пруда, находившегося невдалеке от истоков реки, стоит село Аксиньино; На путаной карте начала 19 в. начало Лихоборки обозначено к востоку от с. Коровино, а на карте 1920-х годов начало Лихоборки обозначено между пл. Марк и селом Гнилуша. В начале 19 в. на Лихоборке было 2 мучные мельницы с 6 поставами. К началу 20 века около Верхних Лихобор выросло 3 кирпичных завода - Калинина (2 печи, 8 млн. кирпичей в год), Стриженова, а за деревней - Юдиной.
    Недалеко оттуда находилась Гардперовская фарфоровая фабрика, построенная в 1765 году английским купцом Гардпером.
    В честь Лихоборки свое название получили множество московских улиц. С конца 19 в. существовали 1 и 3 Лихоборские тупики, с 1950 г. - 1, 2 и 3 Лихоборские проезды (ранее они именовались Ново проектируемыми проездами и улицей Вырубка леса).
    Существуют ул. Лихоборская, Лихоборские Бугры (на нынешнее место она перенесена только в 1966 г.). Существовали некогда и Лихоборские 1-4 улицы и Лихоборская Верхняя улица. Итого - 12 названий. Лихоборка - один из притоков Яузы - второй по величине реки в Москве. Свой непритязательный вид Яуза, бывшая некогда судоходной, приобрела далеко не вчера.
    "Но в каком виде находится она теперь! - пишет о Яузе в начале века Любецкий, - Это какаято проточная обмелевшая лужа, загаженная фабриками".
    Многим планам обустройства наших рек так и не суждено было сбыться. "На реке Лихоборка создана зона отдыха", - сообщает нам в 1970 году исследователь Москвы Ф.Л. Курлат. Вдоль Яузы, - обещает он, - будет создан парк размером 50 га, с прудами, каскадами водоемов и пляжами. "На реке Лихоборка создана зона отдыха" - сообщает нам тот же Ф.Л. Курлат в 1989 году.
    Лихоборка имела 4 притока - скрывшийся в трубе Владыкинский ручей, который начинается за ст. Бескудниково и пересекает дер. Слободку и тек на месте нынешней улицы Каргопольской , реку Бусиновка, почти полностью погребенную под землей реку Жабенка (Жабна). Был у Лихоборки и четвертый приток - Дегунинский ручей, ныне также надежно упрятанный в трубу.
    Строительство комплекса религиозных зданий на левом берегу реки вдоль ул. Хачатуряна уменьшило долину реки еще на 2 гектара.
    Сотни тон земли и строительного мусора обрушились на берег реки, на котором еще не зарубцевались раны предшествующих строек. В одном месте вал мусора подошел к руслу Лихоборки на 10 метров.
    Во многом своей крутизной склоны Лихоборки обязаны тем мегатоннам строительного мусора, что в течение 25 лет застройки Отрадного сбрасывались сюда строителями, которые вели себя на этой земле, как захватчики.
    Один из наиболее почитаемых местными жителями источников - источник напротив дома 8 по Алтуфьевскому шоссе. На голубом щите над источником надпись, что источник освящен слезами сердца и кровью Божьей Матери, пролитой за Русь Святую.
    В 1992 году около источника планировалось поставить часовню, однако осуществить замысел так и не удалось.
    До сих пор, как из Отрадного, так и из отдаленных районов, сюда приходят за водой московские старожилы, и вода эта пользуется среди них доброй славой. Не раз и не два мне приходилось слышать истории о том, как эта вода исцеляла людей. В разных местах глубина Лихоборки достигает от полуметра до двух.
    В некоторых местах русло сужено наносами ила, сквозь которые пробиваются камыши.



    В зарослях правого берега напротив гостиницы "Восход" спрятались самодельные столы со скамеечками, поближе к воде стоит 10 богатырей - старых, которым, возможно по 80-100 лет, выделяющихся своими мощными стволами на фоне 20-30-х летней зеленой поросли около них. Встреченные мною трое ребят - Бодня Дима, Чуканов Саша и Шурыгин Денис поинтересовались - правда ли , что некогда здесь обитали разбойники.
    Глядя на изуродованные берега реки, мне подумалось - кажется , они здесь не только обитали, но и обитают. Верх по течению, между Алтуфьевским шоссе и Савеловской железной дорогой (с позволения читателя я буду далее обозначать ее аббревиатурой ж. д.) Лихоборка расширяется - здесь был Богоявленский пруд. Цвет воды реки в этом месте - бурый.
    Около ж. д. река примерно на 70 м. уходит в трубу.
    Около выхода из трубы поселилось большое семейство водяных крыс .
    Над водой нависли мохнатые ветви деревьев - кажется, что время отступило лет на 100 назад и лишь запах грязной воды возвращает к действительности. Рядом с новым железнодорожным мостом через Лихоборку виднеется старый - вода пробегает через аккуратную арку 6 - метровой высоты.
    Под мостом виднеются остатки деревянных свай - здесь проходил пешеходный мостик.
    От ул. Хачатуряна на 2 км. Лихоборка скрывается в трубе. Многие старожилы утверждают, что упрятанная под землю часть реки была самой красивой. Лихоборка выходит из трубы в 150 м. от ОЖД в окружении огромных куч строительного мусора и несет свои воды под хищно нависшими кирпичными гаражами - "дедушки" тех гаражей, что в 1990-е годы захватили пойму.
    Нырнув в трубу под мостом ОЖД (непонятно, зачем эта труба, если мост - в 20м. над водой) Лихоборка заходит в Ботанический Сад, проходя его наискосок в северо - восточной части. Первое, что бросается в глаза на берегу реки, вступившей на территорию храма природы - большая в гектар площадью свалка бытовых отходов, в 300 метрах от гордости ГБС - Японского Сада.
    Но дальне начинается уже настоящая пойма - правый берег долины реки обрывист, пойма болотиста, в густых зарослях ивы и ольхи можно спрятать половину посетителей ГБС.
    Левый берег пологий, на нем размещена экспозиция культурных растений ВВЦ.
    В этом месте ширина реки доходит до 16-18 метрах, а глубина не превышает метр. Между японским садом и Лихоборкой - вытянутый пруд, возможно, это остатки старого русла реки. Перед мостом через Лихоборку на Сельскохозяйственной ул. - остатки старого деревянного моста, проходившего в 10 метрах восточнее. Но, приближаясь к Яузе, Лихоборка вновь скрывается в трубе, а пространство над ней представляет собой огромную плешь, сияющую на фоне буйной зеленой поросли правого берега Яузы. В Яузу Лихоборка также входит через трубу.
    В бассейне Лихоборки - несколько десятков прудов. Наибольшее их количество - 17 - находится на территории Ботанического Сада.
    Четыре совсем маленьких - спрятались среди растений Сибири и Карпат около границы ГБС и ВВЦ.
    2 соединенных друг с другом вытянутых пруда, напоминающих на карте нож и бумеранг, находятся на территории Японского Сада.
    Еще 8 прудов соединены руслом пересыхающего летом и просыпающегося весной и осенью безымянного ручейка. На первом из этих прудов, расположенного около главного входа в ГБС около м. Владыкино. Внутри пруда - маленький островок.
    Рядом - еще один пруд, поменьше, ручей поворачивает на юго-восток и впадает в тритий, совсем маленький пруд.
    Минуя яблоневую, ореховую, грушевую и дубовую рощи, ручей впадает в совсем крошечный пруд, затем оказывается в пруду, на берегах которого растет жимолость, калина и сирень, в полукилометре от которого на пути ручья оказываются три длинных змееподобных пруда.
    После последнего из этих прудов русло ручья уже не пересыхает и через несколько десятков метров впадает в Лихоборку.
    На карте Ростокинского района Москвы 1937 года этих прудов нет, зато на их месте обозначены 2 впадающих в Лихоборку ручья. Первоначально я думал , что эти пруды имеют естественное происхождение. Однако от бывшего работника Ботанического Сада , а ныне учительницы школы N 263 В.Н. Шураевой я узнал , что большинство из них явилось детьми комсомольских субботников 1950-х годов.
    Чермянка Чермянка поражает рекордным количеством вариантов своего названия - то ее называют Чернянкой, то Червянкой, то Черепянкой. На карте 1760-х годов Чермянка обозначена, как речка Черница.
    Название этой речки, скорее всего, происходит от слова "чермный" - красный... Архивист Дмитрий Иванов выдвигает на этот счет 2 версии: красной река могла быть названа по стоящему на ее берега сосновому бору, стволы которого, издали, кажутся темно - красными, либо из-за красного цвета своего дна - как известно эти места богаты красной глиной, по весне и ныне вода реки иногда имеет красноватый оттенок.
    У Чермянки есть по меньшей мере 3 притока - текущая с запада речка Самотышка (Самотечка, Самотыга ) и пробирающая через расположенные к северу от МКАД леса речка Звероножка.
    Прямо под станцией метро Бибирево протекает речка Альшанка, кусочек которой - примерно 300 м. Заваленного мусором некогда живописного и трогавшего своей красотой русла - можно обнаружить, если идти пешком из Бибирево в Медведково.
    Возможно, до сих пор из какой-нибудь трубы в Чермянку впадают обозначенные на старинных каргах Глинский ручей и Безымянный поток.
    На карте начала 19 в. начало реки Чермянки (Черницы) обозначено в версте от Вешек.
    Около Вешек река делится на 2 рукава, которые 2 версты спустя ниже Подушкино соединяются вновь. С запада в Черницу впадает река, берущая свое начало из пруда (Самотышка), однако село у пруда почему-то называется не Алтуфьевым, а Чернышевым. На карте 1920-х годов около д. Подушкино река делится на 4 рукава. Самый короткий - восточный был длиною не более километра. Следующий приток - р. Звероножка - начиналась севернее Вешек недалеко от лесной тропы, ведущей в Беляниново.
    Каменка Каменистое дно у подмосковных рек - явление нечастое. Маленькая Каменка обладала таким достоинством, что и предопределило ее название.
    Каменка начиналась в маленьком овраге, расположенном между Савеловской ж. д. и Дмитровским шоссе, пересекала северную часть Бутырского хутора. Октябрьскую железную дорогу и по нынешней улице Комарова шла через Останкинский парк и впадает в Яузу в полукилометре ниже места впадения Лихоборки. По в отличии от последней маленькая Каменка практически неизвестна, в том числе и жителям ул. Комарова, под которой речка заточена в трубу. На мой вопрос, где здесь протекает речка Каменка, жители Марфино лишь недоуменно пожимали плечами и интересовались - туда ли я забрел. По карте мне удалось отыскать то место, в котором река выходит из-под земли - скромных размеров ручеек, который можно перепрыгнуть без разбега, вытекал из-под ограды Главного Ботанического Сада в нескольких метрах от башенки главного входа.
    Дальше река петляла но зарослям Сада, то и дело наталкиваясь на запруды из веток. С юга в Каменку упирается пересохшее русло - то ли старое русло самой реки, то ли остатки оживающего только во время дождей ручья. Растительность русла свидетельствует, что было время, когда вода лилась в ручье постоянно.
    Пройдя примерно 400 метров вглубь Сада, река превращается в каскад из четырех прудов. Первый пруд оказался заболоченным водоемом с такой черной водой, что даже в кваканье сотен лягушек слышался вопрос - куда же это мы попали? Справа от прудов шумят деревья, которые возможно еще помнят графов Шереметьевых, однако на левом берегу видны лишь пни. Второй пруд облюбовали рыбаки - наверное, когда-то здесь и на самом деле обитала рыба.
    Третий пруд находится уже на 4 ВВЦ. 4-й пруд - самый ухоженный. В середине пруда - домик для уток. На левом берегу ресторан "Ассоль", стилизованный под пассажирский корабль.
  • Еще три пруда, по-видимому , образованные Каменкой, находятся около охотничьего павильона ВВЦ. Сколько же прудов здесь было раньше? На карте 1760-х годов на Каменке - 4 пруда, 3 с запада (севернее первого указано Марфино, почему-то обозначенное селом), и один совсем маленький - с востока.
    Между устьями Каменки и Лихоборки, в трети версты от Яузы - сельцо Ерденево. Сейчас это место находится между ул. Сельскохозяйственной и павильоном "Охотничье хозяйство".
    На карте 19 века - на Каменке 5 прудов, вдоль которых идет дорога из Марфино в Свиблово. Еще 2 пруда примыкают с юга к мельнице Марфино. В 1877 году Любецкий не застает прудов, которые, как он считает, ранее были лучшим местом в парке. Пруды превратились в ложбины, заросшие осокой. На одном из прудов, пишет он, сохранился островок, на котором стоит миловидная беседка.
    В послевоенное время каждый пруд получил свой номер - с 1 по 6, 1-й находился на западе, четвертый - у "Ассоли", пятый пруд сегодня спрятан от посетителей на территории вольеров. Внутри этого пруда - 2 островка, а сам пруд окружен пересекающимися протоками, за которыми виднеется еще один пруд, не имеющий номера.
    Шестой пруд расположен около павильона Сельское хозяйство. Как рассказал нам один сотрудник милиции, назывался он также и милицейским прудом, так как милиционеры ловили в нем рыбу.
    Ручей, вытекающий из шестого пруда, пересекает Сельскохозяйственную улицу и соединяется с Каменкой. К северу от второго пруда находится еще один крошечный прудик, соединенный со вторым прудом ручейком.

  • Владыкинский ручей Ручей - четвертый приток р. Лихоборки. Все, что сегодня осталось от ручья - это грязно - серая труба полутораметрового диаметра с водой, имеющей запах всех нечистот Отрадного, которая, вылезла из крутого берега Лихоборки под кирпичной церквушкой около дома б по ул. Хачатуряна.
    Между трубой и Лихоборкой - 10-метровое русло с зеленоватой водой. Слева от ручья через Лихоборку находился деревянный мостик, уничтоженный в начале 80-х годов. Кирпичные опоры моста видны и по сей день.
    Рассказывают, что берега ручья были холмистыми и крутыми. В послевоенное время на ручье было несколько запруд, в образованных ими прудах еще в 1970-е годы можно было поймать неплохую рыбешку.
    Сто лет назад реки Подмосковья выглядели совсем иначе. В 1866 г. в Московском уезде стали действовать строгие санитарные правила, по котором в 20 саж. от рек было запрещено строительство, в реках запрещается вымачивать леи и шкурки зверей, а водопой домашних животных позволяется лишь только в том случае, когда иного места для этого не имеется, да и то - вниз по течению от того места, где водой пользуются люди.
    Место, где бил родник, согласно этим санитарным требованиям следовало обкладывать камнем или бревнами.
    История села Владыкино (Вельяминово) Вельяминов основывает Вельяминово.
    Древнее название села Владыкино - Вельяминово (Вельяминовское).

  • Основателем села Вельяминове, по-видимому, был последний московский тысяцкий кн. Василий Васильевич Вельяминов. Род Вельяминовых происходит от современника Ивана Калиты боярина Протасия, двумя другими ветвями его потомков стали Аксаковы и Воронцовы.
    Во время отсутствия великого князя Ивана Калиты Протасий замещает князя в Москве, он же являлся душеприказчиком Калиты. Иоанн Даниилович в год своей кончины заложил в монастыре каменную церковь и поручает Протасию завершить ее строительство. В 1374 г. В.В. Вельяминов принимает пострижение под именем Варсонофия и становится монахом Богоявленского монастыря. Он жертвует монастырю Чудного Богоявления, который в дальнейшем становится известным, как Богоявленский монастырь, большое количество земель и прочего имущества. То ли сам Василий Васильевич, то ли кто-то из его потомков дарит монастырю и село Вельяминово. Погребен Варсонофий также был в Богоявленском монастыре.
    30 декабря 1511 года Великий князь Московский Василий Иванович подписывает грамоту на имя Богоявленского игумена Геннадия. В этой грамоте - первое, известное нам, письменное упоминание о Вельяминово: "Се яз Великий князь Василий Иванович..." пожаловал Богоявленского монастыря, что на Москве на посаде, игумену Геннадию с братиею, что их села монастырские в Московском уезде в Берендеевом стану с Богданове с деревнею, да в Бежецком стану село Вельяминовское с деревнями..., да в Бежецком уезде село Лосево с деревнями. И кто у них в тех селах и деревнях учнут жити люди, и те люди поля моего не кормят и сен моих не косят и двора моего не ставят...
  • Их тиуны монастырские приказчики и тех их людей не судят, опричь душегубства и разбоя с поличным, и поборов своих с них не берут, а ведает и судит игумен с братиею тех своих людей сами или кому прикажут..., и прав ли виновен ли будет мой человек, а наместницы наши и волостетели и их тиуны у них не вступаются ни в чем.., а кому будет, что искали на игумена Богоявленского и на их братию или на их приказчика... их сужу як, князь великий или мой боярин вверенный. Боярские люди и мои к их людям монастырским на пиры и братчины не ходят, а кто к ним придет пити незван и они того вышлют вон..., а не пойдет вон и учинится у них какова гибель и тому та гибель платиться двое без суда и без исправы, а от меня, великого князя, быти ему в казни и продаже. И попрошати в их селах и деревнях не езди никого и скоморохи не играют. А наши князья и бояре, и боевые ратники, и дети боярские и псари в их селах не ставятся, а кому случится стати в их селах и деревнях, он корм свой и конский купит по цене, как ему продадут...
    Случится душегубство и не будет душегубца в лицах и они заплатят наместникам виры 4 рубля всею волостью, а будет душегубец в лицах, они дадут его наместнику или тиуну, а виры и продажи в том крестьянам нет. А кто в их селах монастырских с деревнями убьется или вором кого сопрет или кого зверь съест или кто в воде утонет или кто от своих рук утеряется - и в том наместник и тиуны крестьянам их монастырским продажи не чинят.
    Дают нашим пят..., и наместничьими с купца и продавца деньгу московскою, а больше того у них не млют ничего. 7020 года 30 декабря. Таким образом.
    Великий князь подчеркивает, что монастырь Вершит в Вельяминово всю полноту власти, включая и судебную. Из документов 16 в. узнаем, что к селу Вельяминово приписана пустошь Марфина, пустошь эта смежна с. Татарниковым, владением Алексеевского монастыря, расположенного по дороге из Останкино в Свиблово (что это за селение не ясно, возможно речь идет о Ерденево), к северу от Вельяминово владение Вознесенского монастыря с. Бибирево, с запада - земли села Бусиново с Сергиевской церковью, владение Новодевичьего монастыря, и села Дегунино,
    с востока - село Свиблово Великого князя и село Бутурлине кн. Петра Михайловича Щенятева (возможно речь идет о Сабурово или Раево, так как после Смутного времени село под названием Бутурлине уже не упоминается).
  • Из документов 1586 года узнаем: в Вельяминово и Марфино пашни и перелогу 50 четвертей.


    Как рассказывает в Книге письма и меры Московского уезда Тимофей Хлопов, в 1596 г. Богоявленский монастырь обменивает Вельяминово на село Топорково на р. Лихоборке (еще одно селение, местонахождение которого сегодня нам не известно, исчезнувшее задолго до наших дней) с пустошами Коптево и Игнатьевской, и владельцем Вельяминово становится князь Дмитрий Иванович Шуйский, брат будущего царя Василия Шуйского. "Выменял князь Дмитрий у Богоявленского монастыря игумена Иосифа с братиею монастырскую вотчину в Московском уезде на реке Лихоборке сельцо Владыкино, в нем храм Николая Чудотворца, да пустошь Марфино с пашни и дуги и лесы и с болота и со всеми угодьями, куда ходили плуг и соха, и коса и топор по старым межам... Княжеская вотчина село Топорково никому не заложена и не продана, ни в кабале ни в записях и в приданное не записана". Убытки, которые могут быть у игумена с братиею из-за этого обмена, Дмитрий Шуйский обязался взять на себя.
    По этой сделке с князя Дмитрия было получено, по тем временам, целое богатство - 100 руб. денег.
    Некоторые историки указывают, что владельцем Вельяминово становится не Дмитрий, а Василий Шуйский - будущий российский царь, однако подтверждений этого мы, четно признаемся, не обнаружили.
    Вскоре по неизвестной причине Шуйский возвращает Вельяминово монастырю, у которого, кстати, остается и Топорково. По мнению автора книги "Северо-восток родной столицы" Вельяминово сразу же переходит от Шуйского к Пожарскому и происходит это в 1819 году, когда Шуйский томится в польском плену.
    "Топорково нынче не существует", - рассказывает прот. Н. Скворцов в своем исследовании об истории Владыкино, - "место это находится по р.Жабне между Петровско-Разумовским и Лихоборами..
    Оно образует возвышенность и называется Большая Горища.
    Когда при устройстве Петербургского рыли по всей горе камень, то находили кости и человеческие волоса. Старики из Лихоборских крестьян помнят, как на этом месте прежде была деревня Топорково.
    С той горы видны многие окрестные села и даже неблизкое село Мытищи". Утверждение автора, что Лихоборские старики в 1870-х годах могли помнить Топорково сомнительно, так как на картах конца 18 в.
    Топорково уже не указывалось. Учитывая, что Топорково значится как находившееся на Лихоборке и на Жабне скорее всего речь идет о том месте, где Жабна впадает в Лихоборку, то есть в районе Октябрьской и Окружной железных дорог. Не менее загадочным является еще одно село Топорково на Суходоле (автор 19 в. специально призывает не путать его с Топорковым на Жабне).
    До литовского нашествия в этом селе стояла церковь Николая Чудотворца, а само село принадлежало князьям Черкасским. "Сейчас там пустошь", - сообщает в 1870 году прот. Ник. Скворцов. Другой источник сообщает, что село Топорково принадлежало кн. Семену Шаховскому, который владел им до своей смерти по грамоте от монастыря. В селе был двор, где жили деловые люди князя.
    По просьбе игумена Пафнутия на владение Топорковым монастырь получает послушную грамоту от царя. Именно к временам, когда Вельяминове владел Шуйский относится первое упоминание о храме в Вельяминово - это была деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, стоявшая на левом берегу Лихоборки.
    Возможно, при Шуйском церковь Николая Чудотворца была разобрана, а вместо нее выстроена деревянная Церковь Рождества Пр. Богородицы.
    Однако в других документах конца 17 в. церковь все еще указывается воздвигнутой во имя Николая Чудотворца. 3 марта 1602 года по просьбе игумена Богоявленского монастыря Иова Царь утверждает Вельяминово с деревнями за Богоявленским монастырем. В грамоте царя Бориса впервые указывается, что под селом находится мельница - очевидно к этому времени Лихоборка уже была запружена и на ней появляются Богоявленские пруды. 1612 был для Богоявленского монастыря не самым веселым годом потому, что именно в этот год монастырь сгорел (монастырь вообще часто горел - то в 1547 году во время пожара в Китай-городе, то в 1571 году - во время нашествия Давлет - гирея). В том же 1612 году монастырь решил заняться поиском денег. Вельяминово с пустошью Марфино и с. Федоскино, которое незадолго до этого подарил монастырю Леонтия Вельяминова - за 100 руб. игумен заложил некому Козловскому. Дядя Леонтия Вельяминова решение племянника о подарке монастырю села Федоскино не одобрял и вскоре выкупил Федоскино у Козловского.
    В это время игумен Илия бьет челом Патриарху Филарету и тот дает денег на выкуп села Федоскино, которое вскоре, казалось бы, благополучно возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1615 году Михаил Федорович за приписью дьяка Матфея Сомова подписывает на с. Вельяминово грамоту на имя Богоявленского игумена Илии. Но судьба оказалась переменчивой и 19 сентября 1619 года тот же Михаил Федорович жалует Вельяминово с Марфино и деревнями в вечное потомственное владение Дмитрия Михайловича Пожарского за мужество верность престолу во время нашествия. "Вечное потомственное владение" Пожарского Вельяминовым продолжалось ровно 4 года и в 1623 году по просьбе все того же игумена Илии село с деревнями было возвращено монастырю.
    По данному деликатному вопросу Илья обращается к Патриарху Филарету, который через царя Михаила Федоровича - оказывает на кн. Пожарского определенное воздействие.
    Для князя возвращение Вельяминова игумену Илье с братиею было, наверное, не Бог весть какой большой потерей и Вельяминово в третий попадает во владение Богоявленского монастыря. В эти годы село явно не переживало лучшие времена своего развития. В книге письма и меры Дружины Скирина (1624 г.) описывается следующая картина: Храм Николая Чудотворца стоит без пения, а кроме храма в селе двор монастырский, 3 двора крестьянских, 1 двор бобылей, а всего в тех дворах живет 7 человек. Через некоторое время по просьбе игумена Пафнутия Алексей Михайлович подписывает грамоту о том, чтобы крестьяне Вельяминово, Топорково и с. Федоскино на р. Уче Богоявленского игумена слушались, пашню на монастырь пахали и доходы платили, - возможно вельяминовские крестьяне, пережившие года смутного времени отличались дерзостью и непокорством.
    Патриарх Никон переименовывает Вельяминово во Владыкино.
    А тем временем, в 1643 году, Вельяминовы году вновь начинают дело о возврате им с. Федоскина. В 1650 году по инициативе А. Воронцова - Вельяминова принимается решение, по которому монастырь должен был попрощаться с Федоскиным и вернуть его Вельяминовым. Такой поворот событий в планы монастыря не входил, и в 1653 году архимандрит Серапион обращается к новому патриарху - Никону (Никите Минову) с жалобой на князя Андрея (Воронцова - Вельяминова), который построил свой двор на церковной земле.
    Патриарх проводит проверку, которая подтвердила - так оно и есть, претензии Серапиона справедливы. В 1654 году спор решается в пользу монастыря - Федоскино переходит в его владение, строения, возведенные Вельяминовыми оцениваются в 30 руб., было предложено: нужны Вам эти строения, перевозите их к себе. Для того, чтобы покончить с притязаниями Вельяминовых на Федоскино раз и навсегда.
    Патриарх и монастырь совершают обмен землями и в 1653 году Вельяминове переходит в вотчину Московского Патриарха. 2 своих села, Покровское (Пехорка) и Бисерово и 2 пустоши - Кириллово и Сафонцево и - Патриарх Никон меняет на с. Вельяминово, д.Марфино 1/2 дер. Слободка по Большой Дмитровской Дороге, пустошью, что была селом Татаркино, да с селом Топорково и пустошью Попково на р.Жабне, пустошью Блудово и Глинище на Суходоле, пустошью Малое на Лихоборке и еще 6 пустошами с лесами, мхами, болотами и со всякими угодьями (среди которых пустоши - Щербино, Алетково, Мальцово, Заболотье и Романцова на Суходоле).
    При этом Патриарх установил, что если патриаршие дьяки не будут защищать земли монастырские от посторонних претензий, то Богоявленский архимандрит может взять из патриаршей казны 1000 рублей денег. Обмен был утвержден царем Алексеем Михайловичем и закреплен послушными грамотами.
    Однако вскоре между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном вспыхивает конфликт. Никон, который еще недавно был правой рукой царя, утверждает, что "священство выше царства". В 1658 году Никон оставил Патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский монастырь. В 1664 году Никон возвращается обратно в Москву, однако царь заставляет его уехать назад.
    Церковный собор 1666-67 г.г. снимает с Никона сан Патриарха и опальный архиерей был сослан в Белозерский монастырь (может быть и не случайно улица в соседнем Бибирево три века спустя была названа Белозерской). В дальнейшем царь разрешил Никону вернуться в Москву, но по дороге в столицу Никон скончался.
    Однако Никон оставляет память о себе, по крайней мере, на карте. Именно по указанию в честь владыки Никона (а "владыко" - принятое в церкви обращение к митрополиту) Вельяминово превращается во Владыкино. Тем самым Вельяминовым дают понять, что с их претензиями на село покончено раз и навсегда.
    Последние допетровские годы. В 1682 году в "Книге письма и меры" стольника Никиты Ксенофонтовича Тараканова и подьячего Дмитрия Воронова читаем:
    "В Манатьином, Быковом и Коровином стану написана домовая вотчина великого господина святейшего Патриарха Иоакима, патриарха Московского и Всея Руси село Вельяминово, Владыкино тоже, на реке на Лихоборке, да к ней же примежевана с пашнею пустошь, что была деревня Слободка на реке на Лихоборке и на Жабне, а в селе Церковь Рождества Пресвятой Богородицы...
    Да под тем же селом на р. на Лихоборке пруд, да мельница, плотина каменная, мелют в двои жернова... Земли под дворы, огороды и гумна и на выгон - 12 десятин, пашни - 200 чети, да перелогом и лесом поросло 40 чети, а доброй земли 192 чети в поле... 240 копен да в селе ж церковной пашни 15 чети в поле, 15 копен.&# ...

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 7 [только новые]


    Эдик




    Пост N: 23
    Зарегистрирован: 24.12.06
    ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.07 21:28. Заголовок: История муниципального района «Отрадное».


    ... 34;
    В 1682 году на левом высоком берегу Лихоборки вместо маленького храма Николая Чудотворца мы уже обнаруживаем Храм Рождества Пресвятой Богородицы, однако дата строительства храма неизвестна. С кем соседствует Владыкино в предпетровские годы? Земли села граничат с землями с.Семчино (старинное название Петровско-Разумовского) Кирилла Полуэктовича Нарышкина, Бутырской Слободы, села Останково стольника Михаила Яковлевича Черкасского, землями села Бескудниково, принадлежащими Петру Иванову сыну Совину, селом Свиблово стольника Михаила Львова сына Плещеева и землями д. Слободка Вознесенского девичьего монастыря. Сподвижник Петра на берегах Лихоборки. С упразднением Патриаршества село Владыкино переходит в ведение Священного Синода. Однако в 1722 году личным указом Петра Владыкино вместе с.Озерецким было передано Феофану Прокоповичу, в тот момент псковскому, а затем новгородскому епископу.
    Элиазар Прокопович родился в Киеве в 1681 году. После смерти обоих родителей мальчик попадает на воспитание к своему дяде Феофану - ректору Киевской академии. Поступив при помощи дяди в Академию, он изучает там русский и латинский языки. Элиазару было 17 лет, когда дядя умирает. Пройдя курс изучения философии, юноша попадает в польское училище, где принимает униатство под именем Елисея становится униатским монахом. Во Владимире - Волынском он работает учителем поэзии и красноречия. Иезуиты предлагают ему вступить в их орден, однако он отказывается. В это время у него появляется симпатия к православию. В 21 год в Малороссии Феофан принимает постриг в православное монашество под именем Самуила, однако поступая 4 года спустя учителем поэзии в Киевскую Академию, безвестный 24-летний православный монах, берет знаменитое имя своего дяди - Феофан.
    Мог ли он тогда предполагать, что на столетия в истории именно он, а не его, известный в те годы дядя останется, как Феофан Прокопович! 4 июля 1706 года он впервые встречается с Петром, когда произносит приветственное слово Государю в Софийском Соборе. В том же году, кроме поэзии Феофан начинает преподавать философию, физику и арифметику. Во время войны со Швецией, Феофан становится ярым сторонником Петра, которого вновь приветствует в Софийском соборе после победы под Полтавой. В 1711 году во время Прусского похода он состоит проповедником при Государе. В том же году он году 30-летний Феофан становится игуменом монaстыря, ректором Академии и профессором богословия. Но это было только началом его карьеры. Феофан умеет уживаться с полезными людьми и не брезгует лестью. Вскоре он был приказом переведен в Петербург и назначен епископом, однако епископская среда встречает Феофана крайне неприязненно. В связи с этим Феофан несколько раз пытается отказаться от епископства. В 1718 году его назначают епископом Псковским. Однако в это время на Феофана поступает донос - бывшие его подчиненные по Киеву, Гиде он Вишневский и Феофилат Лопатинский, обвиняют Феофана в неправославии. Московские богословы, заручившись поддержкой местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского и греческих просветителей братьев Лихудов, собрав цитаты из киевских проповедей Феофана, решают расправиться с Феофаном.
    Когда епископы собрались для посвящения Феофана, Стефан отправляет донос о том, что Феофан "держится учения, не согласного с восточной церковью".
    Однако Петру, который меньше всего интересовался тонкостями богословия московские заговорщики были малосимпатичны, он становится на сторону Феофана, и вскоре приехавший в Петербург Стефан публично кается перед Государем, что подписал донос не глядя, по доверию, а во всем виновата шайка Гидеона. Псков мало привлекал епископа, поэтому он не едет в Псков, а остается в Петербурге, где активно сочиняет церковные указы, проповеди, дает ответ Сорбонским богословам на их предложения о соединении церквей, в следующем году им составляется Духовный регламент - акт об окончательной ликвидации патриаршества в России. Вместо Патриархата создает Священный Синод, во главе которого становится президент - Стефан Яворский. Вторым вице-президентом становится Прокопович, однако, именно он является наиболее влиятельной фигурой Синоде. В 1720 Феофан становится архиепископом. Петр лично дарит Феофану значительные суммы денег и ценные подарки.
    Одним из таких подарков Феофану стало село Владыкино. История пожалования Владыкино Прокоповичу такова. Прокопович просил передать ему, расположенный в Москве дом репрессированного Ивана Кикина, который в 1718 году перешел в государственное владение. Император велел отдать Феофану этот дом, однако Сенат воспротивился исполнению государева повеления, так как дом был уже отдан брату Ивана Кикина Александру. Вместо дома Феофан получает 2 села, чем был весьма доволен.
    Одним из этих сел является Владыкино. 24 августа 1722 года он пишет Императору: "Всепокорственно благодарствую Величеству Вашему за пожалованные мне вотчины... и в том к великому убожеству моему явленное милосердие и обязанным пребываю не только природным моим подданством, но и многими многих государя моего милостивейших благодеяний титлами к верной и вечной службе". Однако из-за недорода хлеба на первых порах Феофан терпит от Владыкино убыток; пиво, дрова, иногда даже сено покупаем, - пишет он. В 1723 году епископ жалуется Петру, что столь беден, что не имеет средств для проживания в Петербурге: село, которое Государь мне милостиво пожаловал никакого дохода, кроме сена для лошадей, не показало ради прошлогоднего неплодствия; поэтому явилась нужда покупать лошадок и прочую скотину для навозу и иных потребностей, то еще и убыток остался. В 1720 г. Феофан занимает из синодальной казны 3200 руб., нередко пишет Петру жалобные письма о своем полном разорении. Оставить своего помощника без куска хлеба Петр не мог и регулярно давал Феофану деньги и другие подарки.
    Несмотря на то, что в 1722 году Феофан готовит Указ о праве императора назначать себе наследника, в 1725 г. Петр умирает, так и не оставив наследника. За год до этого Феофан короновал своими руками Екатерину Первую. Противники Феофан а, помня о том, что Прокопович был одной из главных фигур суда над сыном Петра царевичем Алексеем, пускают слух, что якобы в доме одного английского купца Феофан сказал, что он короновал свою супругу для управления государством. Это ставит Феофана в двусмысленное положение. Меньшиков положил конец колебаниям и привозит Екатерину для коронации, а Феофан сочиняет проклятие на крамольников. Однако, вскоре отношения с Меньшиковым у Феофана портятся.
    Помня, что Феофан был главным проводником петровских церковных реформ, его главный соперник Феодосии Яновский, ссылаясь на показания настоятеля монастыря, друга Феофана Маркела, обвиняет Феофана в корыстном святотатстве - на полу Псковского Печорского монастыря лежат, мол 70 икон со снятыми образами, а Феофан из вверенного ему церковного имущества выковырял жемчуг. Прокопович жалуется на Феодосия Екатерине. В связи с этим Феодосии был арестован, осужден и сослан в дальний монастырь, а старый друг Маркел попадает под арест. Одновременно от должности обер-прокуратора Синода был освобожден Болтин, который в течении нескольких лет настойчиво требовал от Феофана возврата долга синодальной казне. В 1725 г. Феофан занимает место своею соперника Феодосия и становится арихиепископом Новгородским. Понимая этическую сомнительность перехода на престижную и прибыльную кафедру Новгородского архиепископа, Прокопович дважды отказывался от перевода в Новгород, однако императрица всякий раз настойчиво подтверждала свое решение.
    Очередной противник Феофана, Георгий Дашков, снова дает ход "делу Маркела" и старым обвинениям в лютеранстве, однако Екатерина становится на сторону Прокоповича. Но императрица неожиданно умирает, а на престол восходит малолетний Петр Второй. Несмотря на то, что Прокопович, как первый архиерей Церкви совершает коронование мальчика, обручает его с дочерью Меньшикова, старорусская партия решает свести счеты с непотопляемым архиепископом. В 1727 его вызывают на Верховный Тайный Совет, где говорится о том, что императрица простила Феофана по милости, а не по правде. Маркела освобождают изпод стражи.
    На Феофана сыплются обвинения в лютеранстве и кальвинизме, следы которых находят даже в написанном Феофаном "Букваре с десятисловием". Печально, если это так, говорит Феофан, - ведь букварь-то издан с благословения покойного нашего Государя. И через несколько дней на Синоде выступают двое свидетелей, которые показывают, что Маркел - то оказывается, связан с Дашковым, который хвалился, что скоро станет Патриархом. Вскоре после неожиданной смерти Петра Второго, Феофан становится главной фигурой политической интриги, приведшей к приходу к власти Анны Иоановны, на которую он имел неограниченное влияние.
    Приезжая в Москву, Феофан жил во Владыкино, сюда к нему приезжали друзья и посетители - Малоросский поскарбий Ян Маркович, прибывший на коронацию Петра Второго 24 февраля 1728 года. Во Владыкино Феофан учил Марковича делать барометр, сажать малину и ежевику, варить пиво. Вечером ездил к архиерею, - пишет Маркович, - и там забавлялся до полуночи. Возможно под "забавами" Маркович имел в виду изготовление барометра. 28 апреля 1730 года после своей коронации Владыкино посетила Анна Иоановна. К ее приезду Феофан написал стихи, положенные им на музыку: Прочь, уступай прочь. Печальная ночь, Ты доброта, Ты красота! Солнце восходит, Свет возводит, Богом венчана, Августа Анна, Ты наш ясный свет, Ты наш красный цвет В эти годы Феофан проводит во Владыкино много времени. Его двор стоял около Церкви на левом берегу. Указывают место, где были сами здания, - читаем в книжке Н. Скворцова о Владыкино, - досель видны рвы и ямы, свидетельствующие о бывшем здесь строении; видны гряды, свидетельствующие о сельскохозяйственных занятиях Феофана, и целы кусты сирени, может быть остаток его сада. Крестьяне при рытье подполий находили очень много черепов и костей, а иногда и надгробные камни". Архиерейское подворье Феофана находилось на Мясницкой улицей, использовалось, как доходный дом и давало дохода 7000 р. в год. В 1730 году все противники Феофана были удалены из Синода. После воцарения Анны Иоанновны Феофан начинает сводить счеты со своими противниками; идет донос на Воронежского епископа Льва - он вовремя не отслужил молебен за здравие Анны Иоановны. Лев, а заодно и киевский архиепископ Варлаам, были лишены сана.
    Вскоре общественность обоих столиц будоражит "Житие новгородского епископа еретика Феофана Прокоповича". Феофан обвиняет авторов "Жития" в политической измене и лично возглавляет следствие. Для Прокоповича начинается совершено новый этап его жизни - вместо науки и церковных дел он все глубже погружается в будни политических преследований, лично проводит допросы, осуществляет аресты, фактически подмяв под себя Тайную Канцелярию. Вряд ли до или после Феофана какой-нибудь другой церковный деятель имел в России такую неограниченную политическую власть. Всемогущий архиерей Феофан Прокопович умер 8 сентября 1736 года ввозрасте 55 лет, оставив после себя библиотеку из 30000 книг, несколько десятков философских, политических и литературных трудов, несколько сот дел в Тайной Канцелярии и огромное количество прощенных долгов - в основном петербургским студентам, так как никогда не отказывал в просьбе дать взаймы, а, когда люди не могли вернуть долги - прощал... Во времена Екатерины. После смерти Прокоповича Владыкино отошло во владение Ее Императорского величества. В 1743 г. по просьбе Московского архиепископа Иосифа Волчанского Владыкино и Озерецкое передается ему на содержание епископа и Архиерейского дома. На схеме Генерального межевания 1770-х годов с. Владыкино расположено по обе стороны Лихоборки. Храм находится на левой стороне, справа и слева от него - 2 квартала строений с огородами и гуменниками, с правого берега - три группы строений поменьше, 2 из которых прижались к отвесным склонам оврагов.
    Один такой овраг врезался в правый берег в том месте, где течение Лихоборки поворачивает на север, там, где сейчас, по видимому находится гостиница "Восход". Второй был побольше - сейчас на его месте мы видим фабрику-прачечную и Окружную железную дорогу, доходил же он до корпусов гостиниц ВДНХ, поглубже, а по дну его бежал небольшой холодный ручей, начало которому давал источник, расположенный в овраге. Источник этот жителями почитался как особенный и целебный и позже на нем была выстроена часовня, снесенная в 1920-х годах. Между оврагами, вдоль дорог на Марфино и Бутырскую слободу находился прямоугольник церковной земли. Берег Лихоборки вниз по течению от Владыкина не был похож на сегодняшний пейзаж.
    Долина реки была шире, берега круче, пойма покрыта непролазной растительностью, в которой виднелись окошки - места водопоя для скота. Обрыв левого берега был намного дальше от воды - сегодня он приблизился к руслу реки за счет насыпей земли и строительного мусора - наследия последних 20 лет. К северу и юго-востоку от села видны крестьянские поля. Дорога на Бескудниково шла через лес, начинавшийся за полем. За церковной землей по обе стороны дорог на Бутырки и Марфино также начинался лес, доходивший до южного берега Богоявленского пруда и правобережья Жабенки. Богоявленский пруд был широк - до 40 саженей в ширину, полноводен, и состоял, как бы из 2 частей -большой, находившейся со стороны дороги на Дмитров, и поменьше, к которой вплотную подступа-ло Владыкино. С юго-запада в пруд втекала Лихоборка, а с северо-запада по дну еще одного оврага тек еще один ручей, пересекавший нынешнее полотно Савеловской железной дороги в северо - -западном направлении. У самого начала оврага ручей и сам овраг разделялся на 2 рукава. Соседями Владыкино были: с севера - дер. Слободка Вознесенского девичьего монастыря, с северо-запада - сельцо Бескудниково, состоящее в собственности Его императорского Величества, по верхнему рогу оврага и левому берегу Лихоборки шла граница с Верхними Лихоборами и Дегунино, бывшим владением Алексеевского девичьего монастыря, с запада от Владыкино была д. Н. Лихоборы, приписанная к Владыкину, с юго-запада - земли его сиятельства господина генерал-аншефа ее Императорского Величества, сенатора, действительного камергера. Академии наук президента, лейб-гвардии Измайловского полка подполковника, разных орденов кавалера, князя Кирилла Григорьевича Разумовского село Петровское (это мы еще сократили раза в полтора чины уважаемого Кирилла Григорьевича), с юга - сельцо Марфино, с востока - с. Ерденево генерал-аншефа действительного камергера и кавалера графа Петра Борисовича Шереметьева, с северовостока - пустошь Латышева гвардии ротмистра кн. Петра Яковлевича Голицына (судя по карте, пустошью Латышевой являлась территория нынешнего парка "Отрадное" между улицами Санникова, Хачатуряна и Отрадной).
  • План села Владыкино был снабжен надписью, в которой значилось, что "К сему плану за отлучкою бывшего поверенного при межевании Алексеевского девичьего монастыря села Дегунино и д. Лихоборы слуги Федора
  • Лушева вместо одного села старожилов и отводчиков Петра Дмитриева и.... Синодального ведомства села Владыкино старожилов и отводчиков Алексея Григорьева, Якова Петрова по их прошению... служитель его (то есть хозяина села (автор)) Алексей Степанов руку приложил. Вместо поверенного сельца Бескудниково из крестьян Федора Бубнова, отводчика Ивана Григорьева Новодевичьего монастыря села Бусинова..." Итак, половина поверенных и старожилов не явилась, но границы, вроде бы удалось зафиксировать.
  • Реформы Екатерины лишили церковь земельных владений, и Владыкино от Священного Синода переходит в ведомство государственных имуществ, то есть становится казенной. Кое-какое имущество осталось и у Богоявленского монастыря - участок земли с архиерейским двором, немного земли около церкви и плотина с мельницею на Лихоборке в районе Богоявленских прудов

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Эдик




    Пост N: 24
    Зарегистрирован: 24.12.06
    ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.07 21:30. Заголовок: Продолжение статьи про Отрадное.


  • Купец Толоконников строит храм.
    Очевидно еще во времена Прокоповича деревянная церковь была перенесена с левого берега на правый, а затем на этом месте была выстроена часовня, а церковь вновь - уже в третий раз была перенесена на новое место - туда, где она стоит и по сей день.
    Впервые каменная церковь строится в конце 18 в., колокольня сооружается при помощи Петра Григорьевича Разумовского, владельца соседнего с. Петровского.
    Лес привозили из имения графа, а иконы для церкви принесли из упраздненной церкви в с. Никольском. Разумовским была построена и большая каменная часовня из кирпича над колодцем, находившимся около церкви. Однако некоторое время спустя по ветхости эта часовня была разобрана, а кирпич был употреблен на церковною ограду. Современный Храм Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен в 1859 году
    на средства купца Гавриила Матвеевича Толоконникова.
    Храм имеет 2 придела - Архангела Михаила (возможно в память об упраздненном Храме Архангела Михаила в Топорково) и Архангела Гавриила.
    Толоконников обеспечил храм и необходимыми церковными принадлежностями. Храм был освящен Московским митрополитом Филаретом.
    В церкви было 2 исторические реликвии, напоминающие бурную историю Вельяминово.
    Деревянный богослужебный сосуд, снаружи и изнутри обложенный серебром, имел по краям надпись:
    "В память вечную Никону - патриарху".
    Другой реликвией было отпечатанное в 1677 году при Федоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме напрестольное евангелие, на первом листе которого написано:"7202 (1694) по указу великого господина святейшего Адриана архиепископа Московского и Всея Руси и всех северных стран Патриарха построено сие святое из его святой патриаршей домовой казны и положено в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Московском уезде святейшего Патриарха в домовом селе Владыкино".

    Присмотритесь внимательнее к Храму Рождества Пресвятой Богородицы.

  • Это почти классическое здание московской церковной архитектуры, которому присущи четыре его основных особенностей: одна или пять глав на высоких барабанных (трибунах) - у нашего храма пять глав; одно-этажная основная постройка; внутренние столбы; полукруглые трехчастные алтари, построенные ниже, чем церковное здание. Само здание - основательное , приземистое , похожее на нарядный пряничный домик.
    Около широкой трассы Алтуфьевского путепровода оно кажется крошечным , но тогда , полтора столетия назад , возвышаясь на горке ( улица , на которой он стоял , так и называлась - Церковная Горка) храм выглядел могучим и величественным.
    Около храма находится деревянная капличка, которая до недавнего времени использовалась для хранения хозинвентаря. Рассказывают, что на этом месте находился престол деревянного храма, построенного К.Г. Разумовским. В эти годы к приходу Владыкинского храма было приписано население сельца Марфино, д.Нижние Лихоборы (193 человека) и Петровских выселков (105 чел.). В новом храме хранится особо чтимая икона Божьей Матери "Скоропослушница".
  • Первым промышленным предприятием была, по-видимому, сезонная Толоконникова Г.М., работавшая с 20 апреля по 20 октября. Заработок на фабрике был невелик - для мужчин он составлял в среднем 40 руб. в сезон, а для женщин - 20 руб..
    При этом на предприятии Толоконникова действовала строгая система штрафов.
    За опоздание на 15 мин. рабочий лишался своего дневного заработка .
    Штраф полагался и за непосещение церкви в выходные и праздничные дни. Штраф можно было опротестовать в суде - но только в течении недели. В качестве спальных помещений для рабочих Толоконников выстроил небольшие будки размером 2-3 квадратных метра, высотой - 133 см., где его работники спали на рогожах при открытых дверях.
    Средний заработок рабочих, работавших на хозяйских харчах составлял в Московском уезде 60 руб. за лето.
    Ко второй половине 19 в. во Владыкино насчитывается 27 крестьянских дворов, в коих проживало 105 мужчин и 103 женщины.
    Священникам Владыкинского храма принадлежало 35 дес. земли.


  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Эдик




    Пост N: 25
    Зарегистрирован: 24.12.06
    ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.07 22:09. Заголовок: Продолжение статьи 3 про Отрадное.


    Во время эпидемии начала 1870-х годов Владыкино было единственным селом не только Ростокинской, но и всех окрестных волостей, население которого не сократилось. Как в 1870, так и в 1973 году во Владыкино проживало 235 человек - 113 мужчин и 122 женщины.

  • В конце 19 в. на берегу Лихоборки (где-то там, где сейчас высятся трубы ТЭЦ) стоит сукон-ная фабрика М.Н. Су-Соколова и Моргунова.
    Одновременно Михаилу Николаевичу принадлежит значительный участок земли, цена на которую растет год от года. Так, когда в 1897 г. в начинается строительство соединительной ветви Савеловской ж.д., за 5300 р. у Су-Соколова была приобретена 1 дес. земли.


    Церковно-приходская школа.

  • В 1901 году во Владыкино открывается церковно-приходская школа. "Освящение новоустроенного здания церковно-приходской школы в с. Владыкино, - пишут Московские церковные ведомости в 1901 году, - проводилось на церковной земле около 1 десятины, прилегающей в церковной ограде...
    В былые времена здесь был загородный дом Московского Патриарха...
    На месте патриаршего дома построена школа" В школе изучались письмо, начала арифметики, отечественные история и география, церковно - славянский язык, церковное пение и закон божий. Законоучителем в школе был Владыкинский священник протоиерей И. Протопопов.

    Пассажиры и паровозы.
    В 1908 году во Владыкино приходит железная дорога. Основными пассажирами открывшейся в августе 1908 года станции Владыкино Окружной железной дороги (ОЖД) были дачники. В 1912 году через станцию прошло свыше 450 тыс. пассажиров. Пассажирская платформа освещалась керосиновыми фонарями.
    От платформы к зданию пассажирской станции - нарядному одноэтажному кирпичному дому с черепичной крышей -вела 15-метровая галерея со стеклянным покрытием.
  • На станции висели часы, на которых синие стрелки показывали петербургское время, а красные - московское. Станция была телефонизирована. Рядом с пассажирской платформой располагалась грузовая, вблизи от которой были построены грузовые пакгаузы. Здание станции и платформы были освещены калильными фонарями, в подвале станции находились клад для хранения керосина и ледник.

    1920-е годы.
  • В 1926 г. во Владыкино стоит 220 дворов, в которых живет 803 чел.. В селе была школа. В 1927 году во Владыкино имеется 75 крестьянских хозяйств, а сельхозугодья использовались так - под усадьбы было отведено 38 дес., под пашни - 165, под выгоны для скота - 44, можно было погулять и по лесу, который занимал 122 дес (это те самые места, где вскоре появятся учхоз Отрадное и Ботанический Сад).
    И тем не менее город уже стал наступать на землю: если еще 27 лет спустя под угодья было отведено 471 десятина, то теперь площадь сельскохозяйственных земель сократилась на 90 дес.. Как и во всех окрестных селах, крестьяне Владыкино вели отрубное хозяйство. В селе имелась 51 лошадь, 105 коров, 32 овцы, 24 свиньи. В селе было 32 безлошадных хозяйства (а в 1899 году только - 18) и 14 бескоровных (28 лет назад - 9). Да, начало 20-х годов не принесло жителям Владыкино богатой и сытой жизни. Только 4 жителей села работают на фабриках и заводах. Зато извозчиков среди них было не мало - 49 человек. Интересно, что такое же количество жителей Владыкино занимались извозом и за четверть века до этого.
    Очевидно еще в 1910-е годы Владыкино делится уже на 3 различных поселка - Владыкино (южная часть), Нововладыкино (северо-западная) и Старовладыкино (северо-восточная).

    Поселок Владыкино.
  • На карте 1932 года Владыкино - небольшой поселок, к северу от станции Владыкино - занимает территорию между Владыкинским шоссе, Лихоборкой и ОЖД.
    Посреди поселка - пруд, похожий на вытянутый с севера на юг узкий язык. По-видимому сейчас на этом месте находятся гостиница "Восход" и Банковская школа. Владыкинское шоссе упирается в ОЖД. Моста через дорогу нет, ближайший мост - к востоку от станции, где дорогу пересекает Су - Соколовское шоссе., которое шло от ст. Петровско-Разумовская, пересекая савеловскую дорогу.
    На карте 20-х годов во Владыкино обозначен совхоз "Отрадное", а к северу от села - небольшой лиственный лес.. Кроме школы, в селе были также библиотека и детский дом.
    Многие дома в поселке были столь старинными, что, как рассказывают старожилы, в 1960-е годы они уже вросли в землю, что чуть ли не всю зиму снег полностью закрывал окна и посмотреть в окно было нельзя.

    Поселок Новое Владыкино.
    Новое Владыкино находилось к западу от Владыкинского шоссе. Село состояло из 4 коротких проездов, начинавшихся от ОЖД, но даже не доходивших до Лихоборки. Любопытно, что в отличие от современного 4-го Нововладыкинского пр-д, тогдашний четвертый проезд шел с юга на север.
    К востоку от проезда тек 800-метровый ручей, начинавшийся метрах в ста западнее станционного поселка и впадавший в Богоявленский пруд.
    Пруд достигал 300- метровой ширины и на кар-те напоминает извивающегося морского ската. По мнению авторов книги "Северо-восток родной столицы". Новое Владыкино возникало как дачный поселок в 1860-70-х годах. По вечерам дачники устраивали любительские спектакли и звучала музыка оркестра Драгунского полка.
    С 1869 года, Н.Владыкино стала въезжать на лето семья Ермоловой, родители которой поставили небольшой домик на арендованной земле, а затем еще построили еще один - летний. В 1919 дачу Ермоловой чуть было не конфисковали под горячую руку.

    Смиренное кладбище во Владыкино.
    Владыкинский храм окружало небольшое кладбище. Северная часть моста через ОЖД проходит по его территории. При строительстве Алтуфьевского путепровода кладбище было уничтожено, часть его обитателей, у которых имелись заботливые родственники, были перезахоронены на кладбище на пл. Новодачная, другая - оказалась перенесенной на кладбище у метро "Владыкино". Само кладбище близ метро также было больше.
    При расширении Ботанического Сада и строительстве новых зданий, кладбище было урезано, а на его бывшей территории выстроили один из корпусов.
    Рассказывают, что разместившиеся в этом корпусе работники долгое время жаловались на плохой воздух в помещении, однако потом привыкли и жаловаться перестали.
    В 1928 году на Владыкинском кладбище при церкви была похоронена первая народная артистка РСФСР Мария Николаевна Ермолова (1853- 1928). Перед смертью Ермолова завещала, чтобы ее похоронили на "смиренном кладбище" во Владыкино, где похоронены ее родители и сестры. Когда в 1969 г. в связи со строительством Алтуфьевского путепровода кладбище срыли Ермолова была перезахоронена на Новодевичьем кладбище (по другим данным - перезахоронение Ермоловой произошло в 1934 году).
    Владыкинскую детвору неудержимо тянуло на таинственное и загадочное кладбище, однако родители строго запрещали своим детям ходить туда.

    Дачники и фабрики. К началу 20 века Владыкино приобретает определенную популярность, как дачное место.
  • В книге "Дачи и окрестности Москвы" за 1930 год читаем: "Дачи Владыкино окружены садами. На высоком берегу Лихоборки - березовый лес. Здесь же недалеко, в овраге, бьет родник; водой из него пользуется население Владыкино. Местность сухая, почва суглинистая. В поселке и слившихся с ним селах около 200 строений. Сдаются отдельные комнаты - около 50 рублей в сезон (жили же люди! - А.Б.). Проведено электричество. При станции Владыкино - телефон автомат. Около станции - кооперативная продовольственная палатка. Спортивная площадка. За медицинской помощью надо обращаться в Москву."
    Но за 20 лет до написания цитированных строк авторы описывали Владыкино, мягко говоря, в более мрачных красках. Раскроем книгу "Московские окрестности Любецкого (в его книге село именуется не Владыкино, а "Владычное", однако из контекста ясно, что речь идет именно о Владыкино):
    Село расположено на солнцепеке, это какой- то открытый ящик, стены которого состоят из гор, на одной из них высится церковь, посреди села скромно пробирается речка (вот что значит заниматься краеведением при неподходящих погодных условиях! - А.Б.). Не доезжая до Владычного стоит древнее невзрачное селение - деревенька Марфино, оно принадлежало графу Панину... Пред эти селом высился красивый декорационный лес, но монастырское начальство распорядилось вырубить его".
    Н.Н. Останкович, составитель Путеводителя по Московской окружной железной дороге " (1912 год) увидел Владыкино несколько иначе:
    "По обе стороны от Лихоборки раскинулось село Владыкино, у него 2 названия - справа от реки - Новое Владыкино, справа- Старое (Останкович путает, селения располагались как раз наоборот).
    Село принадлежало Ф. Прокоповичу, отчего и получило название "Владыкино" (как мы знаем,
    Н.Н. Останкович, составитель Путеводителя по Московской окружной железной дороге " (1912 год) увидел Владыкино несколько иначе:

  • "По обе стороны от Лихоборки раскинулось село Владыкино, у него 2 названия - справа от реки - Новое Владыкино, справа- Старое (Останкович путает, селения располагались как раз наоборот).
    Село принадлежало Ф. Прокоповичу, отчего и получило название "Владыкино" (как мы знаем, и это не так). Живописная дачная и недорогая местность, много торговых и промышленных заведений. Через село проходит шоссе Вагау (сегодня это Алтуфьевское шоссе - А.Б.), за которым в начале третьей версты находится железнодорожная станция Владыкино.

  • За станцией - Соколовское шоссе, проложенное к красильной и ткацко-набивной фабрике Су-Соколова и Моргунова, расположенной в полуверсте от железной дороги. На фабрике 450 рабочих. Для отопления фабрика потребляет 150 пудов нефти." Если верить автору, между Владыкино и пересечением с Лихоборкой окружная желез-ная дорога шла по березовой роще.
    1930-50-е годы.
    На берегу ручья (левого притока Лихоборки, впадавшего в реку около современной фабрики -прачечной) стояла резиновая база, откуда в годы войны местные жители воровали резину больше печи топить было нечем. Резину резали на мелкие кусочки - в таком виде она становилась хоть каким-то топливом.
    В 1930-х годах во Владыкино строится школа № 264 (сейчас это банковская школа, соседствующая с гостиницей "Восход" и ГАИ). Школа была женской и некоторое время спустя в том же самом здании была открыта и школа № 278 для мальчиков. В 1960-е годы для 278 школы было выстроено новое здание около гостиниц ВДНХ, а в 1970-м году 264 школа переехала на Березовую аллею.
    В 1930-е годы ближайшие от Владыкино поликлиника, магазин и отделение милиции (родное 77, между прочим), находились в Лихоборах. Правда небольшой продуктовый магазин имелся и около клуба учхоза "Отрадное".
    Северная часть современного Ботанического сада называлась среди местных жителей Владыкинским лесом.
    В этом лесу по осени собирали палую листву, затем в сараях делали ямы, в которые ставили кадушки с солениями, а дно и стены ям утепляли собранной листвой. Говорят, что даже в самые суровые морозы утепленные таким образом бочки с солениями не промерзали.
    Старовладыкино.

    Село Старовладыкино состояло из трех улиц:
    Главной, Разгуляй, петлявшая вдоль Лихоборки через двор нынешнего дома 12 по Алтуфьевского шоссе, и Ракчеевка. На Разгуляе стояло 45 домов, здесь в доме 27 проживала секретарь Бибиревского сельсовета Александра Михайловна Овчинникова., а в д. 22- депутат сельсовета фельдшер лаборатории д. Слободка Е.В. Корнева. На Ракчеевке стояло 40 домов, а на Главной (на то она и главная)- 91 дом.

    Где-то во Владыкино, а может в Слободке, находились киты нашего тюремного ведомства - Центральная база ГУЛАГА (в 1950-е г.г. переименована в базу МВД) и завод почтового ящика УУ 163 /З. Последнее, по-видимому, было колонией - поселением, по крайней мере в настоящее время под таким наименованием существует подмосковная колония - поселение около Химок.
    И на базе и на заводе существовали маленькие поселочки, где жили сотрудники с семьями, относившиеся к Слободкинскому, а затем Бибиревскому сельсовету.
    В 1970-е годы заканчивается история Владыкино и начинается история Отрадного, а по живописным дачам и древним улицам проходит безжалостный каток урбанизации.
    Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
    Рассказывают, что во время строительства Алтуфьевского шоссе Храм планировалось снести и только благодаря письмам "на верх" церковь была спасена.
    Особо чтимой является хранящаяся до наших дней во Владыкинском храме икона Божьей Матери "Скоропослушница", писанная на греческой горе Афон в русском монастыре Св. Пантелеймона, Евангелия (о нем мы уже писали) и икона Св. Николая Чудотворца.
    Кстати Св. Пантелеймон был ( и остается) весьма популярным в наших местах святым. В церкви Марфинского приюта ему был посвящен нижний придел . Построенная в 1997 году на берегу Лихоборки часовня также носит имя Св. Пантелеймона.
    Отрадное - от учхоза к району
  • Старожилы убеждены: на карте Москвы Отрадное появляется только в 1929 году - так назы-валось учебное хозяйство (учхоз) Тимирязевской сельхозакадемии. На самом деле это не так. Уже в 1918 году около Владыкино существует животноводческий совхоз Отрадное, что видно из отчета Мосисполкома за 1922 год. В совхозе 67 работников, трактора нет, плугов - 7, борон -3, пропашников - 3, культиваторов - 4.
    Там, где сейчас находятся Отрадный проезд и Березовая аллея находился самый настоящий лес. Старожилы Отрадного проезда еще помнят, как корчевали его те, кто прибыл на строительство учхоза.
    Среди этих людей было много раскулаченных, а также тех, кто бежали от колхозов в города.
    Запомнились им семьи раскулаченных, приехавшие сюда из Мордовии. По Сигнальному проезду стояли несколько десятков бараков, а также одноэтажных и стандартных деревянных двухэтажек с двумя подъездами.
    Потихоньку их вытеснил учхоз. О том, что такое преступность, жители учхоза читали только в газетах - на многих дверях не было замков, а спать на улице в те годы было столь же естественно, как в наши годы ни в коем случае этого не делать.
    В течении более 40 лет, вплоть до 1960 года Лихоборка являлась границей между Москвой и губернией (областью); территория с правого берега Лихоборки была Москвою - Ростокинским, Щербаковским, а затем Дзержинским районом, с левого берега находилась Коммунистическая волость, затем Мытищинский, а еще позже - Краснополянский районы. Но не всюду граница проходила по Лихоборке - в районе учхоза Отрадное граница шла по Бескудниковской ветке Савеловской железной дороги.
    Березовая аллея в 1929 году была действительно обсажена березами, которые позже были вырублены заменены тополями, природа нс потерпела такой несправедливости и большинство тополей посохло.
    Однако само название появилось только в 1950-х годах. Современная легенда гласит, что свое название аллея получила в честь следующего события: Когда Александр Первый совершал свою знаменитую поездку на фабрики Кожевникова в Свиблово. Ехал он от Дмитровского шоссе, а дорогу от шоссе до Свиблова Кожевников обсадил березами.
  • Данный исторический факт является реальным. Александр Первый действительно приезжал в Свиблово, но вот только вздумай он ехать по Дмитровскому шоссе - наверное не добрался бы до Свиблово и по сей день.
    Первые годы существования учхоза "Отрадное" были отмечены полным бездорожьем, затем перед войной по Березовой алее в течении 1 или 2 лет ходил троллейбус (говорят, что № 36), потом вместо него пустили 37 автобус, который в течении более десятилетия связывал этот край с Москвой.
    После войны здесь ходил 7 автобус, шедший от ВДНХ до Владыкино.
    На месте Нововладыкино сейчас находится промзона. С востока на запад от Алтуфьевского шоссе до Савеловской железной дороги ее пронзает широкая асфальтная трасса 4 Нововладыкинского проезда.

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Пост N: 2
    Зарегистрирован: 15.09.07
    ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.07 18:39. Заголовок: Школа 286 уйдёт в историю!


    И школа 286 уйдёт в историю - больше её не будет

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить





    Пост N: 3
    Зарегистрирован: 05.05.08
    Откуда: Класс А, Класс А
    ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 23:00. Заголовок: Во-первых, ещё раз с..


    Во-первых, ещё раз спасибо за карты.

    Полагаем, что до конца недели их положат на сайт.


    Во-вторых, спасибо за комментарий и указания на выпавшие из поля зрения детали.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Не зарегистрирован
    Зарегистрирован: 01.01.70
    ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.09 09:34. Заголовок: В научном труде, изд..


    В научном труде, изданном на татском языке в 1932 году:

    где ссылки на средневековый документ «Дербент-наме» в котором сказано: «В 105 году хижер (738 г. ), во времена Халифа Абу-ул-Малика Мэрван приехал его брат Абу-Муслим с войсками численностью 90.000 человек. Он завоевал и разрушил все населенные пункты и расправился со всеми своими противниками, распространил веру Магомета среди иранцев и хазаров, которые до этого были коферами, т.е. иранцы были огнепоклонниками, хазары – идолопоклонниками, и некоторые из них пользовались законом Моисея (туро), он делает вывод, что в этом документе ничего не сказано о евреях, «выходцах из Палестины».

    Речь идет об иранцах, т.е. о татах. Все таты (впоследствие «евреи», «мусульмане» и «армяне») были тогда по свидетельству «Дербент-наме», огнепоклонниками, и «некоторые из них» пользовались верой Моисея. Источники говорят о том, что царь хазар Булан принял веру Моисея в 740 году, т.е. в то время, когда в Риме царствовал Лев Исаврианин (717-741), у тех евреев, которые в результате жестоких притеснений бежали из Рима (Византии) в Крым-Джурум, в хазарские вилаяты, на Кавказ.
    Здесь с большим успехом они распространили веру Моисея. Это подтверждают историки Масуди, а также ибн Хаукаль.

    Спасибо: 0 
    Цитата Ответить



    Не зарегистрирован
    Зарегистрирован: 01.01.70
    ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.11 15:30. Заголовок: http://fotki.yandex...

    Спасибо: 0 
    Цитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



    Создай свой форум на сервисе Borda.ru
    Текстовая версия